2008-06-20 16:30:27 1213965027 Интерес российских металлургов к зарубежной активам обусловлен скорым втуплением в ВТО
Отраслевое информационно-аналитическое агентство мониторинга

Интерес российских металлургов к зарубежной активам обусловлен скорым втуплением в ВТО

Главным конкурентом для российских производителей как на международном, так и на внутреннем рынке представляет Китай
20.06.2008 16:30 @ Главные новости

Отечественным металлургам тесно в пределах своей страны. Стальные магнаты все чаще отправляются в зарубежные турне с целью присмотреть себе новые активы в Европе или Америке. Нередко из подобных вояжей они возвращаются владельцами крупных западных меткомбинатов.

С начала года отечественные металлургические холдинги уже дважды порадовали своих инвесторов покупками перспективных иностранных активов. В середине февраля Evraz Group договорилась о приобретении 51% китайской Delong Holdings, согласившись отдать за контрольный пакет почти $1,5 млрд. Недавно сделку заключил «Мечел». Структуры его основного владельца Игоря Зюзина купили 100% румынской компании Ductil Steel за $221 млн.

Это далеко не последние покупки, которые готовятся сделать российские металлурги за рубежом в нынешнем году. Экспансию рассчитывает продолжить Evraz Group, один из акционеров которой – Роман Абрамович – намерен зарекомендовать себя в качестве серьезного участника отраслевого рынка, а также «Северсталь» Алексея Мордашова, более года назад заявившего, что для его компании «все географические направления имеют приоритетное значение».

В ожидании ВТО

Если акционеры Evraz Group не планируют кардинально менять стратегию бизнеса Delong Holdings, оставив эту прерогативу действующему менеджменту китайской корпорации, то «Мечел» за счет покупки Ductil Steel рассчитывает оптимизировать свою производственную цепочку в Румынии. У компании Зюзина уже есть два предприятия в этой стране: производители проката для машиностроения, строительной и трубной промышленности Mechel Targoviste и Mechel Campia Turzii.
В целом Румыния обещает стать площадкой для экспансии «Мечела» на европейский рынок, полагает Дмитрий Смолин из «УралСиба». Мощности Ductil Steel составляют около 5% суммарного производства «Мечела». Кро-ме того, новый актив российского холдинга приносит чистую прибыль примерно в $70 млн в год, тогда как купленные ранее румынские предприятия были убыточными. Тем не менее эксперты пока с сомнением относятся к возможному синергетическому эффекту «Мечела» от консолидации активов в Румынии. По словам аналитика UBS Алексея Морозова, купленные компанией Зюзина мини-заводы не работали в единой технологической цепочке. Впрочем, Ductil Steel и так достался «Мечелу» относительно дешево. В прошлом году предприятия румынского комбината произвели 340 000 тонн жидкой стали, 320 000 тонн заготовки для проката, 180 000 тонн арматуры и 105 000 тонн проволоки. Соответственно за тонну мощности Ductil Steel российская компания заплатила $650. На миро-вом металлургическом рынке цена ее давно перевалила за $1000. Даже в России владелец НЛМК Владимир Лисин согласился заплатить $1250 за тонну мощности производителя лома – «Макси групп».

Возрастающий с каждым годом интерес российских металлургов к зарубежной собственности обусловлен несколькими причинами. Акционеры сталепрокатных заводов рассчитывают на преимущества, которые они могут получить после вступления России в ВТО. Наша страна сможет участвовать в формировании правил игры на международном рынке, в том числе в секторе черной и цветной металлургии. Сейчас действует несколько десятков ограничений на экспорт этой продукции из России. По оценкам чиновников, ежегодно ограничения наносят ущерб нашим компаниям на сумму в $2 – 4 млрд. Уже сейчас, покупая европейские заводы, российские металлурги частично обходят ограничительные рамки. По словам зампредседателя Горно-металлургического профсоюза России Ирины Леденевой, вступление во Всемирную торговую организацию позволит ликвидировать экономические рычаги давления на отечественные компании и предоставит возможность выходить на мировой рынок свободнее, чем в настоящее время.

По итогам прошлого года, зарубежные активы 25 крупнейших российских компаний достигли $60 млрд, оборот – $200 млрд, а штат сотрудников – свыше 130 000 человек. Все три показателя с 2004 года выросли в два раза.

По словам Александра Мансилья-Круза, одного из авторов рейтинга российских компаний по масштабу бизнеса за рубежом, хотя лидирующие позиции в мировой экспансии принадлежат ЛУКОЙЛу и «Газпрому», отечественные металлургические предприятия «Северсталь» и РУСАЛ занимают третье и четвертое места.

Что плохо лежит

Главным претендентом на зарубежные активы эксперты как раз и считают совладельца «Северстали» Алексея Мордашова. По словам бизнесмена, его компания рассматривает возможность глобального шопинга практически по всему миру – в Европе, США, Азии и Латинской Америке. «Это могут быть мелкие сделки или трансформационные сделки», – отмечает Мордашов. В подтверждение этих слов «Северсталь» недавно фактически завершила переговоры о покупке американского металлургического завода Sparrows Point. За этот актив компания Мордашова не пожалела $810 млн. Sparrows Point станет третьим активом «Северстали» в Северной Америке. В этом регионе компании уже принадлежит металлургический комбинат Severstal North America, созданный на базе приобретенной в 2004 году Rouge Industries, а также производство проката для автопрома SeverCorr. Причем среди претендентов на Sparrows Point была и другая российская компания – Новолипецкий меткомбинат Владимира Лисина.

Стоит отметить, что отечественные металлурги не только стараются купить готовые отраслевые предприятия за рубежом, но и готовы строить новые мощности на заграничных площадках. В прошлом году о желании создать производство мощностью 300 000 тонн алюминия в год на индонезийском острове Тайан заявил РУСАЛ. Стоимость этого проекта оценивается в $220 млн. У РУСАЛа также есть планы строительства алюминиевого завода в Азербайджане стоимостью $1 млрд, энергометаллургического комплекса в Казахстане ($2,5 млрд), а также производственного комплекса в Австралии ($2,5 млрд).

Еще одной российской структурой, которая сейчас переориентируется на западный рынок, является Evraz Group. В прошлом году аффилированная с ней фирма Lanebrook выкупила у украинской группы «Приват» несколько рудных, коксохимических и металлургических предприятий. Сумма сделки составила порядка $3,7 млрд. Планируется, что эта сделка будет завершена летом этого года. Кроме того, Evraz Group прочат долю корпорации «Индустриальный союз Донбасса». Один из акционеров ИСД Сергей Тарута неоднократно приглашал российскую компанию в совместные проекты и даже рассчитывал построить вместе с Evraz Group новую электростанцию на Украине.

Гол в свои ворота

Помимо россиян, столь же агрессивными темпами на мировые рынки рвутся металлурги Китая, Индии и Бразилии. По мнению аналитика Альфа-банка Валентины Богомоловой, «учитывая, что китайская экспансия нарастает, для российских металлургов приоритетным должен стать внутренний рынок». В середине ноября прошлого года Россия и Китай подписали соглашение, которое должно определить присутствие китайских компаний на российском металлургическом рынке. На сегодня китайцы поставляют в Россию около 300 000 тонн металлопродукции, что составляет 4% от внутреннего рынка страны. Если не ввести меры саморегулирования, то уже в этом году Китай может поставить до 1 млн тонн только труб, что составит 15% российского рынка и нанесет урон отечественным производителям металла.

«Свободная торговля – блеф. Это всего лишь слоган, который активно используется нашими оппонентами для ограничения России на внешних рынках», – считает президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов. Китай представляет для российских производителей реальную угрозу как на международном, так и на внутреннем рынке. Азиатское государство экспортирует примерно 60 млн тонн, что составляет 12% мировых продаж. Если КНР будет продолжать наращивать металлургическое производство и вместе с тем увеличивать долю присутствия на международном рынке, то для России просто на нем не останется места. В результате отечественной металлопродукции придется уйти на внутренний рынок, который будет просто не в состоянии потреблять весь объем. Благодаря инвестиционному буму в ближайшие годы производство стали в стране, согласно прогнозам, вырастет на 20 – 25 млн тонн и к 2015 году достигнет порядка 90 млн тонн. В то же время внутренняя потребность рынка, которая сегодня составляет 36 млн тонн, к 2015 году, по оценкам экспертов, возрастет только до 47 млн тонн. При таком раскладе российских металлургов ждет сначала нулевая рентабельность, затем минусовая, коллапс и – как апогей всего процесса – закрытие предприятий и крах отрасли в целом.

Для того чтобы оградить Россию от металлопродукции китайского происхождения, необходимо вмешательство государства. Нужно пересмотреть систему национальных преференций, согласно которой Китай входит в список стран с развивающейся экономикой и нуждается в поддержке. По мнению главы управления внешнеэкономической деятельности УК «Эстар» Павла Ашрафяна, необходим четкий контроль российских компаний над продукцией из Китая, которая далеко не всегда соответствует общепринятым требованиям. Учитывая, что репутация российских металлургов привлекательнее, чем китайских конкурентов, шанс закрепиться на мировом рынке и не сдать позиции внутри страны у отечественных компаний еще существует.


Наталья Шуляева

Источник: "Компания"